- 2 -

Псков, Палаты Постникова.

Выставка "Русский художественный фарфор".

2022 год.

 

Псков, Палаты Постникова.

Русский художественный фарфор – яркое и значимое явление в истории декоративно-прикладного искусства. В фондах Новгородского музея-заповедника хранится 55 фигур и композиций из фарфора, изготовленных в XIX – начале ХХ вв. на отечественных предприятиях. Интересно представлена скульптура частных мануфактур, главным образом, Ф. Я. Гарднера, а также единичные предметы фабрик А. Г. Попова, братьев Новых и Тереховых, В. Сабанина, а также Андрея Михайловича Миклашевского и М. С. Кузнецова.

В XIX – начале ХХ вв. наблюдался бурный рост фарфоровых заводов, причиной тому послужил ряд правительственных мероприятий, направленных на поддержание отечественных производителей. В связи с этим значительно расширился ассортимент выпускаемых изделий, в том числе фарфоровых «кукол».

Предприятие купца Ф. Я. Гарднера было самым известным и крупным среди частных мануфактур того времени, выпускавших не только посуду, но и фарфоровые статуэтки. Скульптура Гарднера являлась массовой продукцией, но отличалась большим художественным вкусом в оформлении и отменным качеством фарфора. Самая известная серия скульптур завода – народные образы, представлены скульпторами «Крестьянин с балалайкой», «Гармонист», «Пляшущая крестьянка», «Крестьянка в кокошнике», «Барин и парикмахер». Основным источником для создания фарфоровой пластики была печатная графика. Так, в 1817 году К. А. Зеленцов опубликовал серию брошюр под названием «Волшебный фонарь» с гравюрами, изображающими русские народные типы: селян, горожан, ремесленников, торговцев. По этим рисункам завод выполнил серию скульптур. Фигуры имели большую популярность, поэтому тиражировали их не одно десятилетие. Именно тиражирование работы второй половины XIX века завода Гарднера хранятся в коллекции музея. В собрании музея есть две скульптуры «Пляшущая девушка» 1880-х гг. В тот период возвышенный образ русской крестьянки, созвучный переживаниям Венецианова, стал для гарднеровских мастеров эталоном при создании многочисленных фигур крестьянских девушек.

Более наивно выполнены скульптуры на крестьянских заводах Гжели, стремившихся находиться в русле общих художественных идей, вкусов и тенденций. Эти предметы отличаются жизненностью и простотой исполнения моделей, например, скульптура «Девушка с цветами», изготовленная на заводе братьев Новых.

В коллекции музея находятся также фарфоровая пластика предприятий, авторство которых при отсутствии клейма не представляется возможным установить. Часто небольшие фабрики заимствовали образы и формы скульптуры у более крупных заводов – Гарднера, Попова. Перед нами целая серия фарфоровых статуэток: «Охотник с зайцем», «Мальчик с пасхальными яйцами», «Пляшущая крестьянка», «Свидание», изготовленные на фарфоровых мануфактурах Гжельского керамического района. Примером влияния гарднеровской скульптуры на частные фарфоровые заводы служит чернильница «Сбитенщик», изготовленная по модели С. С. Пименова. Ряд фарфоровых статуэток имеют удлинённые пропорции тела и строгие формы подставок, характерные для гарднеровских фигур первой половины XIX века: скульптуры «Продавщица клюквы», «Франт с собакой», «Девушка в сарафане».

К концу XIX столетия наступил закат многочисленных частных заводов, бурный рост капитализации промышленности привёл к разорению большинства из них и объединению других в руках уже нового хозяина, который сумел создать целую монополию в этой сфере. Крупнейшим фабрикантом царской России стал М. С. Кузнецов. Кузнецовский фарфор имел ряд отличительных черт – демократичность, массовость, доступность и популярность. В музейной коллекции находятся четыре фаянсовые скульптуры – «Свидание», «Охотник с собакой», «Торговец» и чернильница с изображением двух мальчиков заводов «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Крупные пропорции фигур, пёстрые яркие краски, а вместе с тем простота и жизненность отличают кузнецовские фигурки. Предметы могли иметь и утилитарное применение, так, ствол дерева мог превратиться в чернильницу или карандашницу.

Коллекция мелкой пластики Новгородского музея-заповедника – яркая страница музейного собрания. Высокое художественное качество и нарядность этих вещей позволяет им быть украшением выставок и экспозиций, привлекает внимание и будит интерес музейного посетителя.

Псков, Палаты Постникова. Выставка "Русский художественный фарфор".

 

Скульптура «Девушка с цветами».
Завод братьев Новых, Московская губерния, Богородский уезд, деревня Кузяево.
1818-1830-е.
Фарфор, роспись надглазурная.

Скульптура "Девушка с цветами". Завод братьев Новых, Московская губерния, Богородский уезд, деревня Кузяево. 1818-1830-е. Фарфор, роспись надглазурная.

 

Скульптура «Охотник с зайцем».
Россия. Первая половина XIX века.
Фарфор, роспись надглазурная.

Скульптура "Охотник с зайцем". Россия. первая половина XIX века. Фарфор, роспись надглазурная.

 

Композиция скульптурная «Свидание».
«Товарищество М. С. Кузнецова» (Дулевский завод).
Конец XIX века.
Фаянс, роспись подглазурная.

Композиция скульптурная "Свидание". "Товарищество М. С. Кузнецова" (Дулевский завод). Конец XIX века. Фаянс, роспись подглазурная.

 

Скульптура «Барин и парикмахер».
Россия. Вторая половина XIX века.
Фарфор, роспись подглазурная.

Скульптура "Барин и парикмахер". Россия. Вторая половина XIX века. Фарфор, роспись подглазурная.

 

Скульптура «Франт с собачкой».
Россия. Первая половина XIX века.
Фарфор, роспись подглазурная.

Скульптура "Франт с собачкой". Россия. Первая половина XIX века. Фарфор, роспись подглазурная.

 

Скульптурная группа «Свидание».
Россия. Вторая треть XIX века.
Фарфор, роспись подглазурная.

Скульптурная группа "Свидание". Россия. Вторая треть XIX века. Фарфор, Роспись подглазурная.

 

Псков, Палаты Постникова. Выставка "Русский художественный фарфор".

Первая серия скульптур народов России, торговцев и ремесленников, скульптора Жака-Доменика Рашетта появилась в царствование Екатерины II на Императорском фарфором заводе. Следом за ней, в период войны 1812 года, скульптор Степан Степанович Пименов создал скульптуры крестьян в русских костюмах, похожие на античных героев. Одна из них, женщина с коромыслом или «Водоноска», стала символом русского фарфора.

Завод Гарднера приобрёл право на повтор скульптуры «Водоноска» и одновременно создал собственные оригинальные модели скульптур с изображением национального и простонародного типажа. В первой половине XIX века скульптуры Гарднера служили образцами, которыми пользовались мелкие заводы Гжели для «лубочных» вариантов, полюбившихся публике, фарфоровых фигур. К 1860-м годам мастера фарфоровой скульптуры обратились к новым образцам. Идеализированных героев «Волшебного фонаря» заменили характерные персонажи литературы «натуральной школы» сатирического и обличительного содержания.

В этот период завод Попова взял на себя инициативу создания в фарфоре типажа, вобравшего в себя основные черты образа крестьянства и низов городского населения пореформенной России. Выполненные из раскрашенного бисквита (неглазурованного фарфора), фигуры не только по сюжету и характеру, но даже по фактуре, более приближённой к натуральной, соответствовали эстетике, отражающей правду жизни простого народа.

После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гужева, Иконникова, Масленникова. Но только на заводе Гарднера выпуск аналогичных по тематике скульптур был налажен в массовых тиражах, отчего всё направление получило коллекционное название «бисквиты Гарднера». Параллельно, на фабрике М. С. Кузнецова в Твери скульптуры по моделям завода Попова выпускались из фаянса.

Уличные типы и крестьянский типаж в фарфоре и фаянсе оставались актуальными вплоть до 1920-х годов. Изображения народов России оказались менее востребованными, чем простонародные типажи.

 

Скульптура «Женщина с самоваром».
Россия. Первая половина XIX века.
Фарфор, роспись надглазурная, золочение.

Скульптура "Женщина с самоваром". Россия. Первая половина XIX века. Фарфор, роспись надглазурная, золочение.

 

Скульптура «Сбитенщик».
Россия. Середина XIX века.
Фарфор, роспись надглазурная.

Скульптура "Сбитенщик". Россия. Середина XIX века. Фарфор, роспись надглазурная.

 

Скульптура «Мальчик с пасхальными яйцами».
Россия. XIX век.
Фарфор, роспись надглазурная.

Скульптура "Мальчик с пасхальными яйцами". Россия. XIX век. Фарфор, роспись надглазурная.

 

Чернильница «Сбитенщик».
Завод Гарднера. 1840-1860-е гг.
Фарфор, роспись надглазурная, золочение.

Чернильница "Сбитенщик". Завод Гарднера. 1840-1860-е гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение.

 

1 ... 3

 

ПСКОВ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: